30 апреля 2012 г.

ОБ ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ


Продолжая повествование о заповеданном месте Второго пришествия и о белых одеждах Христа - одеждах северной Руси, мы закономерно подходим к наиболее важным Свято-Андреевским «бриллиантам» на карте нашей страны – Ладожскому озеру, острову Валаам и г. Санкт-Петербургу. Древние названия реки Нева и Ладожского озера, которое называлось в древности озером «Нёво», в переводе со старославянского языка означают - «не-ведомое», «сокровенное», «заповеданное», «сокрытое», «девственно чистое» (это же значение в еврейском языке несет слово «север» - прим. сост.). Так, согласно обычаю, славяне именовали всякое священное пространство, куда не имели доступа обычные люди. 

Согласно точке зрения петрозаводского историка А. Попова, первое из пророчеств о пришествии Сына Божия Иисуса Христа, упоминаемых в Библии, сделано Валаамом, волхвом ведической («языческой») традиции, которую хранили посвященные племени мадианитян. Как передает библейская «Книга чисел», этот язычник «… сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко…» (Числ. 24: 15-17.) 

Этот ветхозаветный текст, один из наиболее древних, комментировали многие выдающиеся богословы средневековья. Иоанн Хильдесхаймский, доктор теологии, настоятель монастыря кармелитов (XIV век, Нижняя Саксония), писал: «Сей Валаам начал волхвовать – и среди многого прочего говорил: рождается Муж…Который восцарствует над всеми язычниками… Из-за сего Валаама произошла распря между иудеями и христианами. Ибо иудеи говорят в своих книгах, что-де Валаам был не пророком, а пустосвятом… Христианские же книги сие отрицают и говорят, что он был язычником и первым… кто чудесно провозвестил вочеловечевание Христа и приход к Нему трех святых царей (волхвов)… И вот в те времена, когда Валаам чудесно пророчествовал, говоря…восцарствует над всеми язычниками, - тогда все старейшины и весь народ Индии и Леванта уповали (надеялись), чтобы сие сбылось…И так по всем землям…стал шириться и расти слух о сем обетовании». 

«То были времена «тени смертной»», - пишет Иоанн Хильдесхаймский далее. «Сыны Израилевы бежали из Египта и покоряли себе все близлежащие земли, и страх и трепет пред ними охватил все народы Востока, и во всех восточных царствах никто не дерзал и головы приподнять». И тут – «язычникам» предрекается их грядущий сильный Властитель. Тот, Который объединит их разрозненные племена… Видение такого Царя, проповедь волхва о грядущем Его могуществе, пусть даже «еще не близко» – способны были вселить надежду в сердца». «Старейшины и народы уповали на Его пришествие», - указывает настоятель, - «и это вдохновляло на сопротивление жестоким завоевателям». 

Конечно, этим последним такое предсказание понравиться не могло. Как повествует Ветхий завет, «Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом» (Нав. 13:22). Люди Моисея казнили того, кто был для них первопредсказателем о Христе. Они считали это деяние, по-видимому, важным, так как еще в одной книге Моисеева Пятикнижия повторяется про это убийство: «Убили…Евия, Рекема, Чура, Хора и Реву, пять князей мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом…сыны Израилевы» (Числ. 31:8-9). 

Вместе с Валаамом был истреблен и весь род его. Но предсказание волхва-мученика осталось жить. Оно веками передавалось из уст в уста, и, со временем, уже не только одни «язычники» стали уповать на грядущее пришествие Сына Божия. И наиболее смелые из пророков, которые восставали теперь также и в среде самих иудеев, последовательно обращались к великому прорицателю, повторяя его и дополняя. 

Пророки, не отпадавшие от ведической веры предков, помнили, хотя и смутно, духовное наследие праантичных веков – гиперборейское (северное) предсказание о грядущем в мир Сыне Бога. И повсеместно благоговейно почитали предшественников Иоанна Предтечи – таких, как Валаам, сын Веоров. 

Тесталии – предсказания ветхозаветных праведников о рождестве Христа – побудили христиан включить книги Ветхого завета в Библию. Первоисточником тесталий было откровение «языческого» волхва. Откуда Валаам, сын Веоров, ведал с определенностью о грядущем через века Пришествии? Писание говорит о нем только то, что он был потомственный посвященный мадианитян, народа, который прославился в истории мудростью своих волхвов. По всему побережью Красного моря им не было равных в мощи. Легенды об их сокровенном знании передавались в пустынях Аравии и в землях Ливии. Даже египетские жрецы, искушенные в магии, не считали зазорным перенимать мудрость мадианитян. 

Церковное предание сохранило имя прародительницы племени мадианитян: Хеттура. Оно представляет ясное указание на хеттский генеалогический корень. Истоки палестинской истории связаны с этим родом. Великая империя хеттов существовала на территории Малой Азии с XVIII в. до Рождества Христова. Столицами ее были города Хеттуса (нынешний Богазкей) и Аринна. Империя представляла союз трех царств, которые называлисьтак: Хатта (северная и центральная части Малой Азии), Лувия (юго-запад) и Пала (северо-восток). 

Историкам известно о хеттах, что они были потомками переселенцев. До их появления местные племена не знали ничего подобного столь могущественному государственному образованию. Полагают, что именно хеттское государство послужило прообразом организации Римской и, затем, Византийской империй. 

Прародиной предков хеттов, повествует сокровенное предание их жрецов, был приполярный Север, климатические условия которого в те времена резко отличались от нынешних. Переселение в околоэкваториальные земли произошло много позднее. Именно они свято хранили предсказание, что «Вышний произведет в мир Сына от земной Девы. И Сын откроет глаза людям и примет смерть, побеждая». Хеттские жрецы передали это древнее предсказание мадианитянам, наследникам культуры империи. Поэтому и Валаам, посвященный в знание, знал о грядущем Сыне Вышнего и предрекал о Нем. 

Можно ли назвать конкретные северные земли, из которых произошел род Валаама, сына Веорова? Валаам – не только имя мадиамского волхва, первого из библейских прорицателей о Христе. Весь православный мир знает Валаам-остров, находящийся в озере Нёво (древнее название Ладожского озера). Значение Валаамского архипелага в истории христианства не меньшее, чем у Афона, фессалийской Святой Горы, на которой размещены 20 монастырей. Остров Валаам так иногда и называют – Северный Афон. Хроники Святой Горы восходят к апостольским временам. Так точно и Валаамский монастырь, по преданию, был основан святым апостолом – Андреем Первозванным, благовестником русских земель. Место на побережье Нёво, где остановился Андрей, и до сего времени именуют «Одрюсово». 

Но как духовный центр Валаам имеет историю гораздо более древнюю, чем Афон. Святой апостол потому и стремился на Валаамский архипелаг, что в первом веке он был, как и тысячелетия назад, прославленным средоточием жизни духа. На острове дивный до сего времени сохранился «ведический» круг из камней. Он скрыт теперь разросшимся еловым лесом и не привлекает внимания, но древностью и величием не уступает знаменитому Стоунхенджу. А на других валаамских островах – высеченные на скалах кельтские кресты, камни, испещренные руническими письменами… 

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

27 апреля 2012 г.

О ЛАПЛАНДИИ


Помимо земель бассейна Балтийского моря к заповеданному краю, где побывал апостол Андрей, можно отнести Лапландию - название культурного региона, который традиционно населяют саамы (лопари, лапландцы). Расположена Лапландия в Северной Европе, на севере Фенноскандии. Лапландия никогда не являлась одним государством; в настоящее время она поделена между четырьмя государствами: Норвегией, Россией (Кольский полуостров), Финляндией и Швецией. 

Шведская Лапландия представляет собой плоскогорье, прорезанное многочисленными речными долинами и горными ущельями, идущими преимущественно в юго-восточном направлении; северная и западная части его заняты отрогами Келенского хребта. За этой горной страной следует терраса, усеянная озерами и болотами, а за ней - приморская полоса, покрытая обширными сосновыми лесами и превосходными пастбищами. В последней сосредоточено оседлое население, тогда как горы посещаются почти исключительно кочующими саамами. Некрутые, поросшие лесом горы постепенно «поднимаются» с востока на запад и достигают на шведско-норвежской границе 2000 метров (Кебнекайсе, Сарек, Акка). По территории Лапландии протекают такие большие реки, как Турнео, Муонио, Кемийоки, Оулуйоки, Каликс, Луле, Пите, Тулома, Ивалойоки. На территории региона раскинулась тундра с вечной мерзлотой, которая устлана лишайниками и карликовыми березами, а также морошкой - любимым десертом финнов. Саамский национальный парк - крупнейший национальный парк в Европе. На территории Лапландии, разделенной между четырьмя странами, расположены административные единицы: Лапландия (включая территорию родного края саамов) - губерния Финляндии; Финнмарк - губерния (фюльке) Норвегии, Нурланн - губерния Норвегии, Нур-Тренделаг - губерния Норвегии, Тромс - губерния Норвегии; Мурманская область - область России; Лен Емтланд - губерния (лен) Швеции, Лен Норрботтен - губерния Швеции, Лен Вестерботтен — губерния Швеции. Крупнейшие города: Кируна, Рованиеми, Йоккмокк, Арвидсъяур, Торнио, Инари, на Кольском полуострове - город Мурманск, являющийся крупнейшим городом региона. 

Лапландию заселяют саамы. Предки современных ловозерских (Мурманская область) саамов - лопари оставили неизгладимый след в истории России. Интересно, что нынешняя столица России обязана своим названием лопарям, ведь именно они первыми назвали эту местность Москвой, что дословно означает «сырое, глухое, заброшенное, малопригодное для жилья место, где не водятся дичь и звери», - одним словом, тундра. Затем лопари ушли на север, вслед за оленями. В зависимости от мест проживания саамы получили и разное название: терская лопь - восточная половина Кольского полуострова, лопь Верхней земли - центральная и западная часть Кольского полуострова, кончанская лопь - от Териберки до норвежских поселений лопарей, лешая (лесная) лопь - к юго-западу от Кандалакши. 

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

24 апреля 2012 г.

ОБ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ И ВЛАДИМИРЕ СВЯТОСЛАВИЧЕ КИЕВСКОМ


Итак, если по легендарной версии крещение Руси было предопределено пророчеством апостола Андрея Первозванного и его посещением Киевских гор, окрестностей Новгорода и страны варягов, то в историко-культурном плане принятие христианства Киевской Русью оказывается предопределенным (или, если употребить не богословский, а научный термин, - детерминированным) событиями, развернувшимися в IX-Х веках вдоль «пути из варяг в греки и из грек», формированием Древнерусского государства, активными и разносторонними контактами представителей объединенных им народов - славян, варягов, финнов - с Византией.

Апостол Андрей обошел славянские и варяжские земли: современные остров Валаам, Санкт-Петербург, финское, шведское, норвежское, германское, польское побережье Балтийского (Варяжского) моря. Варяги - поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наемные воины или торговцы в Древнерусском государстве (IX-XII вв.) и Византии (XI-XIII вв). Древнерусские летописи связывают с варягами-русью образование государства Русь («призвание варягов»). По мнению А.Г. Кузьмина слово «варяги» происходит от кельтского var (вода), то есть под варягами понимали жителей побережья вообще (аналог этимологии в русском: поморы). По его же мнению слово «варяги» восходит к этнониму «варины» или «варны», через промежуточный этноним «варанги», от которого выводит др.-русск. «варяги» и «Варяжское море», и возможно «вагры» и «варны» (в германской передаче имена некоторых племён балтийских славян.

В наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописях - «Повести временных лет», варяги неразрывно связаны с образованием государства Русь, названном так по имени варяжского племени «русь». Рюрик во главе руси пришел в новгородские земли по призыву союза славяно-финских племён, чтобы положить конец внутренним раздорам и междоусобицам. Летописный свод начал создаваться во 2-й половине XI века, но уже тогда наблюдается противоречивость сведений о варягах.

Варяги обозначены как жители всего побережья Балтики. Летописец не уточняет, какие именно народы входили в состав варягов. Хотя они перечислены наряду с отдельными этносами, их обширное географическое положение указывает на обобщающий смысл понятия «варяги», что также отражено в названии Балтийского моря Варяжским. Когда, согласно летописной версии, союз славяно-финских племён решил пригласить себе князя, его стали искать у варягов: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие народы называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

Путь «из варяг в греки» шел от Балтийского моря по реке Нева, Ладожскому озеру, реке Волхов, озеру Ильмень, реке Ловать; затем волоком до реки Западная Двина; далее волоком до реки Днепр и далее выходил в Черное море. Заметим, что от г. Киева путь шел через нынешний г. Одесса. По морю вдоль побережья Болгарии до Константинополя. Перед тем, как выйти в Черное море, суда требовали дополнительной оснастки. Близ устья Днепра на острове Березань купцы делали остановку для этих целей.

По мере освоения этого пути варяги колонизировали прилегающие к нему земли, заселенные славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Таким образом, возникли государства-княжества династии Рюриковичей. Сначала в Новгороде (Рюриково Городище) и Старой Ладоге, а затем в Смоленске и Киеве.

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

21 апреля 2012 г.

ОБ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ И ВЛАДИМИРЕ СВЯТОСЛАВИЧЕ КИЕВСКОМ


На миссионерском путешествии апостола Андрея следует остановиться отдельно. Согласно монографии А. М. Спиридонова и О. А. Ярового «Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия», изданной в 1991 г. в г. Москве (издательство «Прометей»), -  в I веке новой эры апостол Андрей Первозванный, чтобы попасть из Корсуни в Рим, совершил путешествие вокруг Европы, проплыв вверх по Днепру, посетив по пути Новгород (где он подивился аскетизму местных язычников) и страну варягов. На Киевских горах апостол предрек сияние Божьей благодати, строительство на них большого города с множеством церквей. Так гласит легенда, записанная в древнейшей из дошедших до нас русских летописей – «Повести временных лет». Эта легенда, воспринимавшаяся уже самим летописцем как таковая, на протяжении столетий служила доказательством Божьего предопределения принятия Русью православия. Еще в XVI веке на нее ссылался царь Иван Грозный в богословском споре с папским легатом. 

В представлении древнерусского книжника XI века путешествие в Рим через Варяжское (Балтийское) море было естественным, несмотря на то, что он знал о существовании проливов Босфор и Дарданеллы. Маршрут апостола Андрея - это реальный в XI веке «путь из варяг в греки и из грек», подробно описанный в тексте «Повести временных лет» непосредственно перед легендой. Объясним, почему в создании автора цитированной части «Повести временных лет» крещение Руси, предопределенное деяниями апостола, ассоциировалось с движением по «пути из варяг в греки и из грек». 

Путь этот пролегал по рекам бассейнов Балтийского и Черного морей, текущим с юга на север и с севера на юг и соединенным в единую систему волоками. С IX века он стал основной военно-политической магистралью Древнерусского государства, раскинувшегося вдоль него от Ладоги до среднего течения Днепра. Согласно летописи, в 862-866 годах по этой водно-волоковой системе прошла рать варягов Аскольда и Дира, которая захватила Киев и предприняла далее поход на Константинополь. В 882 году по этой же системе двинулось войско новгородского князя Олега, который отобрал Киев у своих соплеменников — варягов и объединил северную и южную части формирующегося государства в единое политическое образование. В IX, X, XI вв. по тому же маршруту прошло множество военных отрядов, купеческих караванов, паломников. 

Активную роль в событиях, развернувшихся вдоль водного пути из Балтийского в Черное море, сыграло население Восточно-европейского Севера. Именно здесь, в Приладожье и на реке Волхов, в результате сложных процессов славяно–финно-скандинавского взаимодействия в VIII—IX веках сформировалась «русь», вышедшая затем на днепровские просторы. Слово «русь», составившее основу самоназвания современных русских, отразило сложность и динамизм событий, происходивших более тысячелетия назад на Севере. «Русь» является славянской огласовкой финского «ruotsi»—термина, употреблявшегося древним финноязычным населением Приладожья для обозначения шведов (сравним: финское «ruotsi», карельское «ruotci», эстонское «rootsi»). Термин первоначально имел значение особой социальной, а не этнической группы; как показал ленинградский ученый Г. С. Лебедев, «русь» IX века представляла собой «протофеодальный военно-дружинный и торгово-административный слой» тогдашнего древнерусского общества. 

Первым крупным актом единого Древнерусского государства, заявившим о его существовании на политической карте Европы того времени, стал поход князя Олега на Византию в 907 году, в который под его предводительством отправились «множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей...» 

Разноплеменное варяго–славяно-финское войско благополучно возвратилось в Киев, неся награбленные и полученные в виде выкупа в империи золото, шелка, вино и другие богатства. Помимо этой материальной добычи, участники похода обогатились и ценностями другого рода - впечатлениями о блеске и величии столицы христианского мира Константинополя (древнерусское название - Царьград, древнескандинавское - Миклагард). В 912 году, когда послы русы прибыли в Константинополь для подписания нового мирного договора, император Леон приставил к ним специальных людей, которые должны были «показать им церковную красоту». Такое просвещение язычников не замедлило принести свои плоды. Уже в 945 г. при заключении очередного мира с империей в окружении киевского князя Игоря оказалось немало христиан, которых приводили к присяге в киевской церкви святого Илии. Приняла крещение и жена Игоря - княгиня Ольга. Еще одним каналом, по которому проходило знакомство северных язычников с Византией и ее христианской культурой, стала наемная служба в войсках императора отрядов русов, варягов и кулпингов. Последние (в древнерусских источниках — колбяги, в древнескандинавских— кулфинги) были выходцами из среды финских племен Восточноевропейского Севера. Наконец, к сказанному следует добавить, что контакты Руси с Византией не ограничивались военно-политической сферой, а включали также постоянные торговые связи. Из сочинения императора Константина VII Багрянородного известно, что на византийских рынках сбывались меха, мед и прочие продукты, собиравшиеся (вдоль все того же пути «из варяг в греки») киевскими князьями в качестве дани с подвластных племен. Очевидно, что купец-христианин имел в империи преимущества перед своим коллегой-язычником. 

Политическое единство разноплеменного Древнерусского государства очень скоро потребовало выработки соответствовавшего ему идейного, религиозного единства. Имеющиеся источники рисуют большое разнообразие языческих культов, которые были распространены даже в среде одних только славянских племен Восточной Европы. Религиозная пестрота усугублялась включением в нее специфических языческих верований многих других народов. Традиционные божества в представлениях людей того времени нередко обладали лишь локальной властью. Так, покидая родину, норманн уже не мог рассчитывать на поддержку своих богов; для достижения успеха в чужой стране он должен был заручаться помощью местного божества. Можно представить себе проблемы такого рода, встававшие перед купцом в ходе его поездки поистине «за тридевять земель» - из Швеции на Волгу или Каспийское море. Многочисленные языческие культы разделяли общество не только по «горизонтали», но и по социальной «вертикали». Нарождавшиеся новые социальные группы раннефеодального общества имели каждая своих особых патронов в языческом пантеоне. Почитание бога-громовика Перуна, например, было характерно для дружинной среды, а покровителем торговли и богатства был Волос (Велес). 

По-видимому, во второй половине Х века все эти противоречия между политическим единством и культовой рознью населения Руси достигли значительной остроты, в результате чего в 980 году князь Владимир предпринял попытку религиозной реформы - принудительного введения общего почитания шести божеств из славянского, иранского и финского языческих пантеонов. Попытка эта провалилась, что заставило князя поторопиться с более радикальной реформой - введением христианства в качестве официальной единой религии своего государства. В летописях это событие датировано 988 годом. 

Объективной предпосылкой выбора в качестве общегосударственной религии именно христианства явился наднациональный характер его монотеистического культа, который в свое время послужил распространению христианства и в Римской империи, и в раннесредневековой Западной Европе, и который был особенно актуален в древнерусских условиях. Князю Владимиру с его объединительными устремлениями не могло не импонировать также и то обстоятельство, что в Византии церковная организация подчинялась сильной власти императора. При этом почва для принятия новой религии к концу Х века была уже подготовлена знакомством выходцев из разных народов Киевской Руси с христианством в его византийском варианте. 

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

18 апреля 2012 г.

ОБ АНДРЕЕ ПЕРВОЗВАННОМ И ВЛАДИМИРЕ СВЯТОСЛАВИЧЕ КИЕВСКОМ


Русь освящали многие святые и Словом, и подвигом. Но самые ответственные и славные задачи были решены апостолом Андреем Первозванным и равноапостольным князем Владимиром Святославичем Киевским, крестившим Русь в 988 г. н.э. Поход Владимира на Корсунь (Херсонес) способствовало крещению Руси. В «Повести временных лет» под 988 г. рассказывается, что князь Владимир пошел с войском на Корсунь, греческий город. Но жители города затворились и приготовились к осаде. Владимир же, после безуспешной осады, сказал им: «Если не сдадитесь, то простою и три года». Корсуняне опять не послушались его. Владимир тогда приказал насыпать насып к городским стенам. А когда насыпали, то горожане, подкопав городскую стену, выкрадывали землю и сносили ее в город. 

И вот некий муж корсунянин, по имени Анастас, пустил стрелу из города, написав на ней: «Перекопай и перейми воду, она идет по трубам из колодца, которые за тобою с Востока». Владимир, узнав это, посмотрел на Небо и сказал: «Если сбудется это, крещусь. И в тот же час перекопал все трубы. Люди занемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиной и послал царям Василию и Константину сказать: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру-девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». 

Опечалились цари и ответили ему: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Вот если ты крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь, и с нами единовером будешь». И Владимир согласился. Не хотела Анна идти замуж, сказав: «Не хочу разути робичича». Едва упросили ее. И пришла она в Корсунь. А в это время Владимир разболелся глазами. И сказала ему Анна, что если он хочет выздороветь, то пусть скорее крестится. Услышав это, Владимир повелел крестить себя, и после того, как епископ возложил руки на него, прозрел. 

Конечно, такое великое событие, как крещение Руси, имело причины много глубже, чем женитьба на Византийской принцессе Анне. Все произошло в сужденный срок и на это были исторические причины. Еще княгиня Ольга, бабушка Владимира, приняла христианство. В Киеве были христианские церкви. Сам Владимир уже знал, что христианская вера - самая простая и красивая. Знал от своих послов, отправленных во все концы света узнать, какая вера наилучшая. Он давно был готов принять ее. Но сроки тогда еще не подошли. Если Русь приняла бы христианство раньше, - она подпала бы под вассальную зависимость от Византии и фактически стала бы ее вотчиной. Владимир прекрасно понимал это, потому что был добрым правителем и сделал этот знаменательный шаг именно тогда, когда Русь окрепла и могла не опасаться греков. Неспроста и не ради удовольствия ходили русские князья с военными походами на Константинополь. Византия была довольно коварным соседом. Не раз подкупала половцев, чтобы те нападали на Киев. Случалось, что и предавала она русских. Для усмирения ее и для защиты Родины русские князья ходили на Царьград, в ратных подвигах сохраняя свою землю. 

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

15 апреля 2012 г.

О СЕВЕРЕ В ПИСАНИЯХ


В самом начале в книге Бытие мы читаем об Адаме и Еве, одежда которых первоначально была сиянием непорочной славы - белой. Но затем они впустили в свое сердце грех (соперничество с Богом), и эти сияющие одежды спали с них, открыв наготу, которую они пытались прикрыть листьями смоковницы (Быт. 3:7). Но в этой одежде из листьев люди жить не могли в новых условиях, и Господь дарует им одежды из кожи. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Так одежда в первых главах Библии выступает и как напоминание о греховности, и как символ грядущего искупления. Писание и в дальнейшем четко выделяет два вида одежд, об одном из которых мы читаем следующее: «Бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их» (Плач Иер. 4:14). И эти запятнанные одежды души небесный Отец всегда дарует нам заменить другими - одеждами спасения, белыми одеждами праведности. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис. 61:10); «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3); «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею» (Иез. 16:8); «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18); «Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14); «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Здесь обозрение Пророческих книг Ветхого завета мы заканчиваем.

Таким образом, наиболее важными отождествлениями «севера» являются праведность, доверие, белые одежды Божьего провидения и славы. И это состояние в полной мере достигается при новоосвящении – или при крещении, или при исповеди, или при елеопомазании, когда мы «стряхиваем с себя» грех. Освященная вода и освященное масло также являются белыми одеждами, «духовными снегами», убеляющими душу и чувства. При этом новокрещенные облачаются в белые одежды. После совершения Таинства крещения нового члена Пресвято-Троицкой церкви облачают в белую одежду: крестильную рубашку. Облачение крещенных в белые одежды, которые называются «блистающими ризами», «ризами царскими», «одеждой нетления», является знаком восстановления нашей истинной природы, утраченной человечеством при грехопадении прародителей. Облачая новоосвященных в белое одеяние, священник говорит: «Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». В этот момент поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш». После того, как на крещенных надеты белые одежды, на их шеи, согласно древней традиции надевается серебряный (белый) нательный крест. Священник при этом произносит Слова Спасителя: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и вoзмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8; 34). Или другие слова: «Возлагается на раба Божия (рабу Божию, имярек) крест - хранитель всей вселенной, крест - сила царей и народов, крест - утверждение верующих, крест - слава ангелов и поражение демонов».

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

12 апреля 2012 г.

О СЕВЕРЕ В ПИСАНИЯХ


В «Пророках» север обозначает не только географическое направление, откуда вторгается неприятель для суда Божия, но и сами небесные силы, которые попускают свершиться этому вторжению для предназначенного наказания. Так у Исайи севером, или судным мечом выступает Ассирия, а у Иезекииля – Гог. Посмотрим, что говорится о Севере в основных Пророческих книгах Ветхого завета.

КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ. В «Книге пророка Исайи» рассказывается, что север является вершиной горы, юг – подножием, а востоком и западом называются все склоны. Здесь видно отождествление севера с Небом – Божьим местом, которого так сильно желал денница. Но Исайя (гл. 14:12-14) говорит: «Как упал ты с Неба, денница (царь Вавилонский, образ денег и власти – прим. сост.), сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на Небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»».

В гл. 41:25,27 раскрывается небесное происхождение грядущего Христа – царя: «Я воздвиг Его от севера, и Он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину... Я первый сказал Сиону: «вот оно!» и дал Иерусалиму благовестника».

Ось север-юг, как и ось Гога-Магога, в Писании отождествляется с полным кругом направлений, означая - «везде», «отовсюду», «со всех сторон», как видим это в гл. 43:6,7: «Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай»; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил».

КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ. Здесь север отождествляется с образом Божьего суда, о чем прямо говорится в гл 1:13-16: «И было Слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих». Иеремия предсказывает, что с севера приходит Божий суд, «ибо внезапно придет на нас губитель» (гл. 6:26). С этой же мыслью, многократно повторяющейся на протяжении книги, можно ознакомиться в гл. 3:12,18; в гл. 4:6; в гл. 6:1,22; в гл. 10:22; в гл. 13:20; в гл. 15:12; в гл. 25:9,26; в гл. 31:7-8; в гл. 46:6,10,20,24; в гл. 47:2; гл. 50:3,41.

В книге говорится, что Божий суд придет на Вавилон, и Вавилон падет (гл. 50:9): «Ибо вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят; стрелы у них, как у искусного воина, не возвращаются даром». И далее (гл. 51:48): «И восторжествуют над Вавилоном Небо и земля и все, что на них; ибо от севера придут к нему опустошители, говорит Господь». О падении Вавилона мы читаем и в «Откровении Иоанна Богослова» (гл. 18:19-20): «И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сем, Небо и святые апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним». - Вот и ответ на вопрос, откуда академик Д.С. Лихачев знал, что возрождение России начнется с Севера. Потому, что Вавилон в Писаниях – это образ политики, лицемерной государственности, стоящей на службе у алчности, взяточничества и властолюбия. И в 51 главе «Книги пророка Иеремии» мы читаем, что такая политика и имперская власть являются одновременно и орудием гнева Господня, городом, в котором собираются вместе все нечестивые цари, и в дальнейшем - объектом бесповоротного опустошения.

КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ. Здесь в нашествии Гога из земли Магог (гл. 38:4) подчеркнуто говорится о войске, состоящем из «коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами», а в гл. 38:15 говорится о «сидящих на конях». В «Откровении Иоанна Богослова» и в «Книге пророка Захарии» о небесном воинстве говорится как о всадниках. Четыре колесницы в «Книге пророка Захарии» (гл. 6:2-8) описывают ангельское воинство, где просматривается тождество с ангелом-херувимом. О Божьих ангелах говорится в гл. 38:20 «Книги пророка Иезекииля», где упоминается Божье «лице» как отождествленное с севером. Когда речь заходит о вторжении Гога (севера), которое является образом нашествия Ассирии, за которым также стоит и небесное воинство, называемое в тексте «сборищем великим и войском многочисленным», то автор неоднократно вспоминает о Божьем суде. Это напоминание мы встречаем в гл. 8:3, 5, 14; в гл. 9:2,3; в гл. 26:7; в гл. 32:30; в гл. 38:1-23; в гл. 39:2;

В гл. 9:2 снежные одежды севера и чистоты образно названы льняными. А в гл. 47:3-12 белые одежды отождествляются с живой водой «и, куда войдет этот поток, все будет живо там». В гл. 20:47 и в гл. 21:4 также встречаем метафору «от юга до севера», означающую «всюду», «повсеместно». То же значение слова «север» мы встречаем в «Книге пророка Амоса» (гл. 8:12): «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища Слова Господня, и не найдут его».

Начинается книга с величественного описания Божьего престола (гл. 1,2), а в гл. 1:4 мы читаем: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». Это свидетельство точно описывает северное сияние, которое израильскому пороку могло явиться только в видении.

КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ. Здесь говорится, что после судного дня, отождествляемого с севером, наступит изобилие и благоденствие (гл. 2:20-32): «И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла. Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на Небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Здесь также становится ясным, почему Север отождествляется с высоким духовным мужеством. Наряду с тем, что север означает кристальную ясность и высокий ум, это – метафора холода и одиночества, суровости, «дикости» и оставленности человека. Каждому, кто жил на севере знакомо это чувство, преодолевая которое, человек становится закаленным духовно, - собственно, и становится человеком, постоянно пребывая «один на один» с Небом при общении с Богом.

КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ. Значение Божьего суда имеет понятие о северной земле и в этой книге, повествуя, что выходящие в северную землю, т.е. к страданию и одиночеству и раскаивающиеся там, становятся спокойны и крепки верой (гл. 6:8): «...смотри, вышедшие в землю северную успокоили Дух Мой на земле северной». В этой книге напрямую не описываются отождествления севера, но большое внимание уделяется белой, торжественной одежде, являющейся символом праведности и чистоты грядущего Христа, называемого в тексте «Отраслью» (гл. 3:8, гл. 6:12). Вся надежда Израиля была сосредоточена на Отрасли – грядущем Искупителе. Божий народ, согласно видению пророка, был прощен, веря в приход Спасителя. Через эту веру народ Израиля вновь обрел Божью милость. И все, облекшиеся в белые (северные, чистые) одежды Христа, предстанут перед Ним как избранные, как будущие апостолы и истинно верующие, праведные и верные: Христос не допустит, чтобы хотя бы одна душа, с истинными раскаянием и верой обратившаяся к Нему, не была сохранена. Заступник ходатайствует о каждой душе, которая в настоящем раскаянии ищет Господа. Таким образом, север отождествляется также и с Божьим ходатайством за избранных: кротость и смирение становятся условием победы. В то время, как Божий народ изливает душу перед небесным Отцом, умоляя очистить (убелить) наши сердца, звучит повеление (Зах. гл.3:4): «Снимите ... запятнанные одежды» и ободрение: «Смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные». Презираемый в обществе остаток общества – верные Богу дети, облекается в славные одеяния, которые не оскверняются алчностью. На примерах образов одежды можно проследить всю историю спасения, обозначенную в Писаниях.

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

9 апреля 2012 г.

О СЕВЕРЕ В ПИСАНИИ


Итак, что же говорится о Севере в Писаниях и почему миссионерская деятельность святого Андрея считается наиболее важной среди всех апостолов? – Прежде всего, север – это вершина, наиболее высокое место в географическом представлении. Быть на севере Земли, означает быть на самом высоком месте. Также и быть на севере горы означает быть на горной вершине. В этом значении наиболее употребимо слово «север» в Писании. А в духовном отождествлении быть на севере означает пребывать в мыслях Божьего разума и в чувствах Пресвято-Троицкого вдохновения. Под словом «север » в Писании часто подразумевается и небесное Царство (Небо), потому что в еврейском языке это слово происходит от корня другого слова, которое означает сокровенное, хранимое и сберегаемое, как об этом говориться в Псалтири (Пс. 82:4): «... совещаются против хранимых Тобою». Так что под «севером» также понимается Божий народ, сохраняемый после Второго пришествия и ангельское воинство. Вообще же «север» - это высшее состояние ясности и Божьего просветления, кристальной чистоты и высокого, истинного разумения. В «Книге Иова» (гл. 26:7) Небо прямо называется севером, заповедным местом, где нет человека: «Он простер север над пустотою, повесил землю ни на чем». В «Книге Иова» мы находим точное отождествление слова «север», которое понимается как Божье величие. Оно описывается в 26, 36 и 37 главах, и здесь мы приведем эти строки полностью. В главе 26 (строки 5-14): «Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них. Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону. Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою. Столпы Небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость. От духа Его -- великолепие Неба; рука Его образовала быстрого скорпиона. Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем! А гром могущества Его кто может уразуметь?» - И далее о Божьем величии говорится в гл. 36:26-33 «Книги Иова»: «Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее», и в гл. 37. «Книги Иова»: «И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем Небом раскат его, и блистание его - до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах. От юга приходит буря, от севера - стужа. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования. Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер Небеса, твердые, как литое зеркало? Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему? Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» Таким образом, север в Писании означает также свободу как проявление Божьего разума, высоты и мыслей провидения.

Север в Писаниях отождествляется с Божьим лицом, о чем говорит также и то, что в ветхозаветные времена жертвы закалывались на северной стороне храма. Так, в Псалтири (Пс. 47:2-3) мы встречаем: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя». Здесь северной стороной названа и вершина Сиона, и место перед Божьим лицом. И здесь просматривается связь между Моисеевым жертвенником и жертвенником русского Севера. Слова «живущий под кровом Всевышнего» (Пс. 90:1) говорят о скинии и о храме, которые также называются «Небесами» и «севером». Мысль о том, что верующие сходят с Неба, где нет земных людей, а поэтому и находятся там в безопасности (1Фес. 4:14; Откр. 6:9-11, 21:2; Мф. 6:20; Евр. 12:23) вытекает из того, что верующие, как и херувимы (Иез. 1 гл.), образно приходят с севера.

Север в «Пророках» также понимается как судный день, Божий суд и посещение Богом земли и человека. Северу говорится, что «после многих дней он понадобится», «будет посещен» (Иез. 38:8), а это отождествление с ангельским Небом. Подобное место в «Книге пророка Исайи» (гл. 24:21-23) повествует о союзе севера (называемого также в тексте Гогом): «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут посещены. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами Его будет слава». Здесь речь идет о Северном союзе, который понадобится Богу после того, как союзники Севера будут «заключены в темницу», поддерживая установление небесного Царства. Север будет для народов «вождем», или же «стражем». Под «выспренним воинством» понимается ангельское воинство и все на земле, кого опекают эти ангелы. Исайя пишет о собрании союза, которое произойдет во время Второго пришествия как об окончательном посещении Бога и Его ангелов земли и о Божьем суде. Таким образом, в «Книге пророка Иезекииля» (гл. 38:6-7) ангелы говорят северу: «Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою. Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем».

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

6 апреля 2012 г.

РУССКИЙ СЕВЕР – ЗАПОВЕДАННОЕ МЕСТО ВТОРОГО ПРИШЕСТВИЯ


В исследованиях и толкователях Писания много внимания уделено и белым одеждам как символу чистоты и новоосвященности (крещения), и воде как символу Божьей милости и вдохновения. Тем не менее, тема севера в Писаниях до сих пор остается будто оттененной, отложенной до нужных времен, - когда все вернется «на круги своя». По свидетельству настоятеля Успенского прихода с. Варзуги (Мурманская область) Митрофана «ждет своего исследователя тема севера». Вот, что он рассказал в беседе, записанной Н.В. Свешниковой: «Господь сподобил меня разговаривать с академиком Д.С. Лихачевым перед самой его смертью. Это была случайная встреча в Пушкинском Доме, - я там работал в архиве. И древний старик, - чувствовалось, что недолго ему жить осталось, - сказал очень важную фразу, которую я постоянно и всем повторяю, - значит, угодно было Господу, чтобы академик доверил мне свои сокровенные мысли, одной ногой стоя уже в том мире и видя то, что мы не видим. Он сказал и просил это передать нашему архиепископу Симону, - что, по его глубочайшему убеждению, возрождение России начнется с Севера. Я просил у него пояснений, но фразу он не закончил. Он не стал ничего объяснять. Так ему виделось, и он считал это очень важным. Все вопросы казались ему неуместными, потому что ему было понятно то, что было не совсем ясно другим. Он начал говорить о том, что тут много было ссыльных, земля полита кровью. Но земля не только здесь кровью была полита, видимо, было и есть что-то другое...»

«Что же это за «другое»?», - спросим мы. – Дело в том, что Иисус Христос с первого дня служения постоянно разъяснял духовный смысл Писания избранным Им апостолам. Евангелие стало своего рода «разъяснением» древнего Писания мира – и еврейского, и египетского, и азиатского. Основной смысл Евангелия – это доброта небесного Отца, которую Он, не взирая на человеческую жестокость, хочет утвердить на Земле и установить небесное Царство и золотой век. А источник этой доброты – в чистоте и в совершенстве, которые возможно отыскать в девственной природе снежного Севера и заоблачного высокогорья. И тогда Иисус дает апостолам конкретный приказ (заповедь в славянских языках), записанный в «Евангелии от Матфея» (гл. 28:19-20): «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». Все апостолы получили общее задание – идти к народам Земли и проповедовать Весть о мире (милости) и всепрощении, - но каждый согласно жребию своего географического направления. Именно Андрею Первозванному было поручено идти на Север - до края земли, поскольку Иисус с первого дня Их общения доверил ему «тему Севера» в Писаниях, постоянно объясняя ее смысл в «Пророках». Сегодня настал и наш черед взглянуть на библейские пророчества апостольскими глазами.

Имеется и другая причина, выделяющая русский Север отдельной статьей. В древние времена по призванию варягов на наши земли началась Русь. А все, как известно, стремится в развитии к собственным истокам: вода, испаряясь из океана, выпадает вновь в океан в виде дождя, а выпавшая вода вновь испаряется. Так и Русь следует от Севера к Северу, совершая многочисленные обороты духовно-просветительского и общественного развития.

На русском Севере находится горний источник, душа Руси. И монахи, которые селились здесь от Соловков, например, святые Авксентий, Австерий, Тарасий, были образцом поведения. Начало многих здешних поселений – монашеские скиты, рыбные ловли и первые церкви, которые мы наследуем перестроенными, - строились монахами. Помимо жизни в трудных условиях, а это полярные день и ночь, вечная мерзлота, недостаток солнца и т.п., многие монахи принимали здесь мученическую кончину. Здесь были бесконечные разорения, набеги со стороны норманнов и викингов. Зная страшные языческие традиции можно понять, что в северных землях лежат мученики, на останках которых веками стоят церкви нетронутыми без всякого ремонта, продолжая служить Богу и людям. Здесь монашеская культура, которая осваивалась местными жителями целыми семьями. Новгородское, карельское население смешивалось с лопарским, а языческие традиции стали просвещаться истинной христианской верой.

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук

3 апреля 2012 г.

О ХАРАКТЕРЕ РОССИИ


Россию лучше всего охарактеризовать двумя словами: «непредсказуемая» и «непотопляемая». Ей нравится быть сверхмощным локомотивом, толкающим вперед победоносную команду, заряжающим энтузиазмом и напористостью. Россия никогда не уклонялась от хорошей схватки, - скорее наоборот: ее обвиняют в раздувании конфликтов. В большинстве случаев Россия начинала борьбу, чтобы доказать свою правоту, привлечь внимание, или получить признание. Это прекрасно иллюстрируют, к примеру, события в Грузии 2008 г. Независимо, защищалась ли Россия, или нападала, она получала удовольствие, проверяя свои бойцовские качества и «ум» при схватке.

Наиболее непримиримым противником Тигра, согласно китайскому календарю, является Обезьяна, которая постоянно дразнит его и дергает за хвост, а из-за несдержанности Тигр легко попадает в ловушку. Такой обезьяной у хвоста смотрящего в сторону Азии Тигра- России являются европейские Италия, Румыния и Франция. Ну а о том, как русский Тигр съел Наполеона, известно всем...

По понятному совпадению статья эта пишется в канун дня памяти святителя Николая Мирликийского в г. Москве, когда за окном сильный двадцатипятиградусный мороз. Окна и ветви деревьев изрисованы инеем, а на ясном небе ярко светит белое словно слеза, огромное солнце. И не случайно, что Москва также отождествляется по китайскому календарю с Тигром, которому в европейском календаре соответствует Водолей. Кстати, символ человека-всадника в белых одеждах, побеждающего змейскую алчность, которым изображают Георгия Победоносца и святого Иоанна Златоуста, употреблен в гербе российской столицы. Белые одежды – это одежды воды, а значит одежды чистоты и прозрачности. И знаменательно, что и Россия, и Москва, и наступившая звездная эпоха отождествляются с образом Тигра и Водолея. Белые одежды воды будут очень важны во времена Апокалипсиса, когда на земле установится сильная засуха. При этом именно Христос будет поить людей, а антихрист лишь создавать видимость, что владеет всеми водными запасами мира.

Северо-западное направление г. Москвы – это направление на г. Санкт-Петербург и Карелию, которые являются заповеданным местом Второго пришествия. По понятному совпадению именно в этом районе Москвы располагаются два заповедника – Серебряный Бор и Щукинский заповедник: обратим внимание, что и серебро, и серебряная чешуя рыбы белого цвета. В первые времена христианства символом Христа была рыба, которая одета в белые, серебряные одежды. Рыба любит чистые воды и является символом хрустальной первозданности творения, светлой интуиции и тонких, возвышенных чувств.

Серебряный Бор и Щукинский заповедник с искусственно построенным Строгинским озером - заповедники на месте бывшей Всехсвятской волости Московского уезда. Это природные массивы, богатые водными ресурсами и сохранившие первозданность природы. Они известны как уголки природы, изобилующие зверями, птицами и рыбами, о чем также свидетельствует название района, на котором они находятся, - Мневники - от рыбы «мни» (налима), которая в прежние времена поставлялась к царскому столу. С рыболовным промыслом связаны местные названия Щукино и Строгино (бывшее Острогино). Здесь также через специально построенный канал в Москву прибывает вода от самой длинной реки Европы - Волги. Это позволяет сохранять высоким уровень воды в Москве реке, а вступающие отсюда в город воды отличаются большой чистотой. Белизна и прозрачность местной природы вместе с храмами и старинными усадьбами восхищает современников, соделывая мысль вдохновенной и ясной.

С Тигром и Водолеем отождествляется также и Водопад Виктория, находящийся в Центральной Африке. В местах тектонических разломов, подобных водопаду Виктория, Земля взаимодействует с космосом напрямую из недр. Это особые места, в которых наблюдаются необычные явления и свойства воды. Водопад Виктория – это облако на земле, - настолько мелко крошится падающая в нем вода, которое со всех сторон и внутри сияет радугами. Водопад также имеет связь с явлением Второго пришествия. Интересно, что предок А.С. Пушкина, которого мы знаем под именем «арапа Петра Великого» следовал в Россию через этот каньон, с которого более, чем на сто метров вниз спадает крупнейшая в Африке река Замбези, сравнимая разве что только с нашей Волгой. Затем африканец попал на службу к Петру I и уже до конца жизни пребывал в пределах русского Севера. На научном языке эти интересные «совпадения» называются «сродством звезд», а на обычном - просто судьбой: судьбой «белых одежд», вьюжной, заповеданной, поморской, русской, северной, серебряной, хрустальной судьбой – да и мало ли еще эпитетов, украшающих девственность и венценосность полярной природы.

Христос – ледокол земных льдов. Об этом говорят и звездные координаты Рождества, составленные на 7 января 2 г. до н.э. – дату, согласованную с последними историческими и астрономическими данными. Здесь Белая Луна находится в двадцатом градусе Козерога, что попадает на церковный день памяти израильского царя Давида, и находится в точном трине к Урану в девятнадцатом градусе Рыб. - Козерог, Рыбы и Водолей (Уран), как известно, отождествляются с Россией, с севером и с водой. Согласно звездным координатам Рождества, дальнейший путь души, который определяется по Восходящему лунному узлу, очерчен шестым градусом Водолея, т.е. лежит на Север - здесь же располагается и Венера (Весы), а это, как известно, - Карелия, Ладожское озеро и Валаам.

Аспект Белая Луна-Уран наиболее значим для Второго пришествия, для развития России и для становления Святой Руси как содружества братских народов - белых, или снежных братьев. Белое братство – это братство народов Севера, заселяющих Русь. В будущем не станет Российской Федерации, а установится Духовное содружество братских народов «Святая Русь», да и вообще, можно ли говорить, опираясь на свидетельства апостолов и на предания церкви о таких понятиях, как государство, деньги и торговля в будущем? – Нет. В целом эти понятия характеризуют отсталость землян, почему нас до сих пор и не принимают в братство народов вселенной. Эти земные понятия с их производными и есть те самые льды, проходя которые, Христос освобождает для нас новую дорогу – дорогу всемирного братства, взаимовыручки, дружбы, духовной науки, мужественности духа, общительности, одухотворенности, отваги, постижения многомерности времен и пространств и на этой основе – общения с другими, более высокими по разуму, чем земляне, вселенскими цивилизациями, дорогу причастности к высшему разуму, прогресса, просветления, сотворчества и чистоты. Этот же аспект Белая Луна-Уран мы встречаем в звездных координатах рождения многих святых.

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук