9 апреля 2012 г.

О СЕВЕРЕ В ПИСАНИИ


Итак, что же говорится о Севере в Писаниях и почему миссионерская деятельность святого Андрея считается наиболее важной среди всех апостолов? – Прежде всего, север – это вершина, наиболее высокое место в географическом представлении. Быть на севере Земли, означает быть на самом высоком месте. Также и быть на севере горы означает быть на горной вершине. В этом значении наиболее употребимо слово «север» в Писании. А в духовном отождествлении быть на севере означает пребывать в мыслях Божьего разума и в чувствах Пресвято-Троицкого вдохновения. Под словом «север » в Писании часто подразумевается и небесное Царство (Небо), потому что в еврейском языке это слово происходит от корня другого слова, которое означает сокровенное, хранимое и сберегаемое, как об этом говориться в Псалтири (Пс. 82:4): «... совещаются против хранимых Тобою». Так что под «севером» также понимается Божий народ, сохраняемый после Второго пришествия и ангельское воинство. Вообще же «север» - это высшее состояние ясности и Божьего просветления, кристальной чистоты и высокого, истинного разумения. В «Книге Иова» (гл. 26:7) Небо прямо называется севером, заповедным местом, где нет человека: «Он простер север над пустотою, повесил землю ни на чем». В «Книге Иова» мы находим точное отождествление слова «север», которое понимается как Божье величие. Оно описывается в 26, 36 и 37 главах, и здесь мы приведем эти строки полностью. В главе 26 (строки 5-14): «Рефаимы трепещут под водами, и живущие в них. Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону. Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем. Он заключает воды в облаках Своих, и облако не расседается под ними. Он поставил престол Свой, распростер над ним облако Свое. Черту провел над поверхностью воды, до границ света со тьмою. Столпы Небес дрожат и ужасаются от грозы Его. Силою Своею волнует море и разумом Своим сражает его дерзость. От духа Его -- великолепие Неба; рука Его образовала быстрого скорпиона. Вот, это части путей Его; и как мало мы слышали о Нем! А гром могущества Его кто может уразуметь?» - И далее о Божьем величии говорится в гл. 36:26-33 «Книги Иова»: «Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей. Кто может также постигнуть протяжение облаков, треск шатра Его? Вот, Он распространяет над ним свет Свой и покрывает дно моря. Оттуда Он судит народы, дает пищу в изобилии. Он сокрывает в дланях Своих молнию и повелевает ей, кого разить. Треск ее дает знать о ней; скот также чувствует происходящее», и в гл. 37. «Книги Иова»: «И от сего трепещет сердце мое и подвиглось с места своего. Слушайте, слушайте голос Его и гром, исходящий из уст Его. Под всем Небом раскат его, и блистание его - до краев земли. За ним гремит глас; гремит Он гласом величества Своего и не останавливает его, когда голос Его услышан. Дивно гремит Бог гласом Своим, делает дела великие, для нас непостижимые. Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. Тогда зверь уходит в убежище и остается в своих логовищах. От юга приходит буря, от севера - стужа. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования. Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Ты ли с Ним распростер Небеса, твердые, как литое зеркало? Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить. Будет ли возвещено Ему, что я говорю? Сказал ли кто, что сказанное доносится Ему? Теперь не видно яркого света в облаках, но пронесется ветер и расчистит их. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» Таким образом, север в Писании означает также свободу как проявление Божьего разума, высоты и мыслей провидения.

Север в Писаниях отождествляется с Божьим лицом, о чем говорит также и то, что в ветхозаветные времена жертвы закалывались на северной стороне храма. Так, в Псалтири (Пс. 47:2-3) мы встречаем: «Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его. Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя». Здесь северной стороной названа и вершина Сиона, и место перед Божьим лицом. И здесь просматривается связь между Моисеевым жертвенником и жертвенником русского Севера. Слова «живущий под кровом Всевышнего» (Пс. 90:1) говорят о скинии и о храме, которые также называются «Небесами» и «севером». Мысль о том, что верующие сходят с Неба, где нет земных людей, а поэтому и находятся там в безопасности (1Фес. 4:14; Откр. 6:9-11, 21:2; Мф. 6:20; Евр. 12:23) вытекает из того, что верующие, как и херувимы (Иез. 1 гл.), образно приходят с севера.

Север в «Пророках» также понимается как судный день, Божий суд и посещение Богом земли и человека. Северу говорится, что «после многих дней он понадобится», «будет посещен» (Иез. 38:8), а это отождествление с ангельским Небом. Подобное место в «Книге пророка Исайи» (гл. 24:21-23) повествует о союзе севера (называемого также в тексте Гогом): «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут посещены. И покраснеет луна, и устыдится солнце, когда Господь Саваоф воцарится на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред старейшинами Его будет слава». Здесь речь идет о Северном союзе, который понадобится Богу после того, как союзники Севера будут «заключены в темницу», поддерживая установление небесного Царства. Север будет для народов «вождем», или же «стражем». Под «выспренним воинством» понимается ангельское воинство и все на земле, кого опекают эти ангелы. Исайя пишет о собрании союза, которое произойдет во время Второго пришествия как об окончательном посещении Бога и Его ангелов земли и о Божьем суде. Таким образом, в «Книге пророка Иезекииля» (гл. 38:6-7) ангелы говорят северу: «Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобою. Готовься и снаряжайся, ты и все полчища твои, собравшиеся к тебе, и будь им вождем».

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук