30 апреля 2012 г.

ОБ ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ


Продолжая повествование о заповеданном месте Второго пришествия и о белых одеждах Христа - одеждах северной Руси, мы закономерно подходим к наиболее важным Свято-Андреевским «бриллиантам» на карте нашей страны – Ладожскому озеру, острову Валаам и г. Санкт-Петербургу. Древние названия реки Нева и Ладожского озера, которое называлось в древности озером «Нёво», в переводе со старославянского языка означают - «не-ведомое», «сокровенное», «заповеданное», «сокрытое», «девственно чистое» (это же значение в еврейском языке несет слово «север» - прим. сост.). Так, согласно обычаю, славяне именовали всякое священное пространство, куда не имели доступа обычные люди. 

Согласно точке зрения петрозаводского историка А. Попова, первое из пророчеств о пришествии Сына Божия Иисуса Христа, упоминаемых в Библии, сделано Валаамом, волхвом ведической («языческой») традиции, которую хранили посвященные племени мадианитян. Как передает библейская «Книга чисел», этот язычник «… сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко…» (Числ. 24: 15-17.) 

Этот ветхозаветный текст, один из наиболее древних, комментировали многие выдающиеся богословы средневековья. Иоанн Хильдесхаймский, доктор теологии, настоятель монастыря кармелитов (XIV век, Нижняя Саксония), писал: «Сей Валаам начал волхвовать – и среди многого прочего говорил: рождается Муж…Который восцарствует над всеми язычниками… Из-за сего Валаама произошла распря между иудеями и христианами. Ибо иудеи говорят в своих книгах, что-де Валаам был не пророком, а пустосвятом… Христианские же книги сие отрицают и говорят, что он был язычником и первым… кто чудесно провозвестил вочеловечевание Христа и приход к Нему трех святых царей (волхвов)… И вот в те времена, когда Валаам чудесно пророчествовал, говоря…восцарствует над всеми язычниками, - тогда все старейшины и весь народ Индии и Леванта уповали (надеялись), чтобы сие сбылось…И так по всем землям…стал шириться и расти слух о сем обетовании». 

«То были времена «тени смертной»», - пишет Иоанн Хильдесхаймский далее. «Сыны Израилевы бежали из Египта и покоряли себе все близлежащие земли, и страх и трепет пред ними охватил все народы Востока, и во всех восточных царствах никто не дерзал и головы приподнять». И тут – «язычникам» предрекается их грядущий сильный Властитель. Тот, Который объединит их разрозненные племена… Видение такого Царя, проповедь волхва о грядущем Его могуществе, пусть даже «еще не близко» – способны были вселить надежду в сердца». «Старейшины и народы уповали на Его пришествие», - указывает настоятель, - «и это вдохновляло на сопротивление жестоким завоевателям». 

Конечно, этим последним такое предсказание понравиться не могло. Как повествует Ветхий завет, «Валаама, сына Веорова, прорицателя, убили сыны Израилевы мечом» (Нав. 13:22). Люди Моисея казнили того, кто был для них первопредсказателем о Христе. Они считали это деяние, по-видимому, важным, так как еще в одной книге Моисеева Пятикнижия повторяется про это убийство: «Убили…Евия, Рекема, Чура, Хора и Реву, пять князей мадиамских, и Валаама, сына Веорова, убили мечом…сыны Израилевы» (Числ. 31:8-9). 

Вместе с Валаамом был истреблен и весь род его. Но предсказание волхва-мученика осталось жить. Оно веками передавалось из уст в уста, и, со временем, уже не только одни «язычники» стали уповать на грядущее пришествие Сына Божия. И наиболее смелые из пророков, которые восставали теперь также и в среде самих иудеев, последовательно обращались к великому прорицателю, повторяя его и дополняя. 

Пророки, не отпадавшие от ведической веры предков, помнили, хотя и смутно, духовное наследие праантичных веков – гиперборейское (северное) предсказание о грядущем в мир Сыне Бога. И повсеместно благоговейно почитали предшественников Иоанна Предтечи – таких, как Валаам, сын Веоров. 

Тесталии – предсказания ветхозаветных праведников о рождестве Христа – побудили христиан включить книги Ветхого завета в Библию. Первоисточником тесталий было откровение «языческого» волхва. Откуда Валаам, сын Веоров, ведал с определенностью о грядущем через века Пришествии? Писание говорит о нем только то, что он был потомственный посвященный мадианитян, народа, который прославился в истории мудростью своих волхвов. По всему побережью Красного моря им не было равных в мощи. Легенды об их сокровенном знании передавались в пустынях Аравии и в землях Ливии. Даже египетские жрецы, искушенные в магии, не считали зазорным перенимать мудрость мадианитян. 

Церковное предание сохранило имя прародительницы племени мадианитян: Хеттура. Оно представляет ясное указание на хеттский генеалогический корень. Истоки палестинской истории связаны с этим родом. Великая империя хеттов существовала на территории Малой Азии с XVIII в. до Рождества Христова. Столицами ее были города Хеттуса (нынешний Богазкей) и Аринна. Империя представляла союз трех царств, которые называлисьтак: Хатта (северная и центральная части Малой Азии), Лувия (юго-запад) и Пала (северо-восток). 

Историкам известно о хеттах, что они были потомками переселенцев. До их появления местные племена не знали ничего подобного столь могущественному государственному образованию. Полагают, что именно хеттское государство послужило прообразом организации Римской и, затем, Византийской империй. 

Прародиной предков хеттов, повествует сокровенное предание их жрецов, был приполярный Север, климатические условия которого в те времена резко отличались от нынешних. Переселение в околоэкваториальные земли произошло много позднее. Именно они свято хранили предсказание, что «Вышний произведет в мир Сына от земной Девы. И Сын откроет глаза людям и примет смерть, побеждая». Хеттские жрецы передали это древнее предсказание мадианитянам, наследникам культуры империи. Поэтому и Валаам, посвященный в знание, знал о грядущем Сыне Вышнего и предрекал о Нем. 

Можно ли назвать конкретные северные земли, из которых произошел род Валаама, сына Веорова? Валаам – не только имя мадиамского волхва, первого из библейских прорицателей о Христе. Весь православный мир знает Валаам-остров, находящийся в озере Нёво (древнее название Ладожского озера). Значение Валаамского архипелага в истории христианства не меньшее, чем у Афона, фессалийской Святой Горы, на которой размещены 20 монастырей. Остров Валаам так иногда и называют – Северный Афон. Хроники Святой Горы восходят к апостольским временам. Так точно и Валаамский монастырь, по преданию, был основан святым апостолом – Андреем Первозванным, благовестником русских земель. Место на побережье Нёво, где остановился Андрей, и до сего времени именуют «Одрюсово». 

Но как духовный центр Валаам имеет историю гораздо более древнюю, чем Афон. Святой апостол потому и стремился на Валаамский архипелаг, что в первом веке он был, как и тысячелетия назад, прославленным средоточием жизни духа. На острове дивный до сего времени сохранился «ведический» круг из камней. Он скрыт теперь разросшимся еловым лесом и не привлекает внимания, но древностью и величием не уступает знаменитому Стоунхенджу. А на других валаамских островах – высеченные на скалах кельтские кресты, камни, испещренные руническими письменами… 

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук