15 апреля 2012 г.

О СЕВЕРЕ В ПИСАНИЯХ


В самом начале в книге Бытие мы читаем об Адаме и Еве, одежда которых первоначально была сиянием непорочной славы - белой. Но затем они впустили в свое сердце грех (соперничество с Богом), и эти сияющие одежды спали с них, открыв наготу, которую они пытались прикрыть листьями смоковницы (Быт. 3:7). Но в этой одежде из листьев люди жить не могли в новых условиях, и Господь дарует им одежды из кожи. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Так одежда в первых главах Библии выступает и как напоминание о греховности, и как символ грядущего искупления. Писание и в дальнейшем четко выделяет два вида одежд, об одном из которых мы читаем следующее: «Бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их» (Плач Иер. 4:14). И эти запятнанные одежды души небесный Отец всегда дарует нам заменить другими - одеждами спасения, белыми одеждами праведности. «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис. 61:10); «Возвестить сетующим на Сионе, что им вместо пепла дастся украшение, вместо плача - елей радости, вместо унылого духа - славная одежда, и назовут их сильными правдою, насаждением Господа во славу Его» (Ис. 61:3); «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, — и ты стала Моею» (Иез. 16:8); «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Откр. 3:18); «Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» (Откр. 7:14); «И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с Неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2). Здесь обозрение Пророческих книг Ветхого завета мы заканчиваем.

Таким образом, наиболее важными отождествлениями «севера» являются праведность, доверие, белые одежды Божьего провидения и славы. И это состояние в полной мере достигается при новоосвящении – или при крещении, или при исповеди, или при елеопомазании, когда мы «стряхиваем с себя» грех. Освященная вода и освященное масло также являются белыми одеждами, «духовными снегами», убеляющими душу и чувства. При этом новокрещенные облачаются в белые одежды. После совершения Таинства крещения нового члена Пресвято-Троицкой церкви облачают в белую одежду: крестильную рубашку. Облачение крещенных в белые одежды, которые называются «блистающими ризами», «ризами царскими», «одеждой нетления», является знаком восстановления нашей истинной природы, утраченной человечеством при грехопадении прародителей. Облачая новоосвященных в белое одеяние, священник говорит: «Облачается раб Божий (раба Божия, имярек) в ризу правды, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». В этот момент поется тропарь: «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш». После того, как на крещенных надеты белые одежды, на их шеи, согласно древней традиции надевается серебряный (белый) нательный крест. Священник при этом произносит Слова Спасителя: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и вoзмет крест свой и по Мне грядет» (Мк. 8; 34). Или другие слова: «Возлагается на раба Божия (рабу Божию, имярек) крест - хранитель всей вселенной, крест - сила царей и народов, крест - утверждение верующих, крест - слава ангелов и поражение демонов».

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук