12 апреля 2012 г.

О СЕВЕРЕ В ПИСАНИЯХ


В «Пророках» север обозначает не только географическое направление, откуда вторгается неприятель для суда Божия, но и сами небесные силы, которые попускают свершиться этому вторжению для предназначенного наказания. Так у Исайи севером, или судным мечом выступает Ассирия, а у Иезекииля – Гог. Посмотрим, что говорится о Севере в основных Пророческих книгах Ветхого завета.

КНИГА ПРОРОКА ИСАЙИ. В «Книге пророка Исайи» рассказывается, что север является вершиной горы, юг – подножием, а востоком и западом называются все склоны. Здесь видно отождествление севера с Небом – Божьим местом, которого так сильно желал денница. Но Исайя (гл. 14:12-14) говорит: «Как упал ты с Неба, денница (царь Вавилонский, образ денег и власти – прим. сост.), сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на Небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему»».

В гл. 41:25,27 раскрывается небесное происхождение грядущего Христа – царя: «Я воздвиг Его от севера, и Он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину... Я первый сказал Сиону: «вот оно!» и дал Иерусалиму благовестника».

Ось север-юг, как и ось Гога-Магога, в Писании отождествляется с полным кругом направлений, означая - «везде», «отовсюду», «со всех сторон», как видим это в гл. 43:6,7: «Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай»; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, каждого, кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил».

КНИГА ПРОРОКА ИЕРЕМИИ. Здесь север отождествляется с образом Божьего суда, о чем прямо говорится в гл 1:13-16: «И было Слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. Ибо вот, Я призову все племена царств северных, говорит Господь, и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах Иудейских. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих». Иеремия предсказывает, что с севера приходит Божий суд, «ибо внезапно придет на нас губитель» (гл. 6:26). С этой же мыслью, многократно повторяющейся на протяжении книги, можно ознакомиться в гл. 3:12,18; в гл. 4:6; в гл. 6:1,22; в гл. 10:22; в гл. 13:20; в гл. 15:12; в гл. 25:9,26; в гл. 31:7-8; в гл. 46:6,10,20,24; в гл. 47:2; гл. 50:3,41.

В книге говорится, что Божий суд придет на Вавилон, и Вавилон падет (гл. 50:9): «Ибо вот, Я подниму и приведу на Вавилон сборище великих народов от земли северной, и расположатся против него, и он будет взят; стрелы у них, как у искусного воина, не возвращаются даром». И далее (гл. 51:48): «И восторжествуют над Вавилоном Небо и земля и все, что на них; ибо от севера придут к нему опустошители, говорит Господь». О падении Вавилона мы читаем и в «Откровении Иоанна Богослова» (гл. 18:19-20): «И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час! Веселись о сем, Небо и святые апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним». - Вот и ответ на вопрос, откуда академик Д.С. Лихачев знал, что возрождение России начнется с Севера. Потому, что Вавилон в Писаниях – это образ политики, лицемерной государственности, стоящей на службе у алчности, взяточничества и властолюбия. И в 51 главе «Книги пророка Иеремии» мы читаем, что такая политика и имперская власть являются одновременно и орудием гнева Господня, городом, в котором собираются вместе все нечестивые цари, и в дальнейшем - объектом бесповоротного опустошения.

КНИГА ПРОРОКА ИЕЗЕКИИЛЯ. Здесь в нашествии Гога из земли Магог (гл. 38:4) подчеркнуто говорится о войске, состоящем из «коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами», а в гл. 38:15 говорится о «сидящих на конях». В «Откровении Иоанна Богослова» и в «Книге пророка Захарии» о небесном воинстве говорится как о всадниках. Четыре колесницы в «Книге пророка Захарии» (гл. 6:2-8) описывают ангельское воинство, где просматривается тождество с ангелом-херувимом. О Божьих ангелах говорится в гл. 38:20 «Книги пророка Иезекииля», где упоминается Божье «лице» как отождествленное с севером. Когда речь заходит о вторжении Гога (севера), которое является образом нашествия Ассирии, за которым также стоит и небесное воинство, называемое в тексте «сборищем великим и войском многочисленным», то автор неоднократно вспоминает о Божьем суде. Это напоминание мы встречаем в гл. 8:3, 5, 14; в гл. 9:2,3; в гл. 26:7; в гл. 32:30; в гл. 38:1-23; в гл. 39:2;

В гл. 9:2 снежные одежды севера и чистоты образно названы льняными. А в гл. 47:3-12 белые одежды отождествляются с живой водой «и, куда войдет этот поток, все будет живо там». В гл. 20:47 и в гл. 21:4 также встречаем метафору «от юга до севера», означающую «всюду», «повсеместно». То же значение слова «север» мы встречаем в «Книге пророка Амоса» (гл. 8:12): «И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища Слова Господня, и не найдут его».

Начинается книга с величественного описания Божьего престола (гл. 1,2), а в гл. 1:4 мы читаем: «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». Это свидетельство точно описывает северное сияние, которое израильскому пороку могло явиться только в видении.

КНИГА ПРОРОКА ИОИЛЯ. Здесь говорится, что после судного дня, отождествляемого с севером, наступит изобилие и благоденствие (гл. 2:20-32): «И пришедшего от севера удалю от вас, и изгоню в землю безводную и пустую, переднее полчище его - в море восточное, а заднее - в море западное, и пойдет от него зловоние, и поднимется от него смрад, так как он много наделал зла. Не бойся, земля: радуйся и веселись, ибо Господь велик, чтобы совершить это. Не бойтесь, животные, ибо пастбища пустыни произрастят траву, дерево принесет плод свой, смоковница и виноградная лоза окажут свою силу. И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я - Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на Небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде, нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь». Здесь также становится ясным, почему Север отождествляется с высоким духовным мужеством. Наряду с тем, что север означает кристальную ясность и высокий ум, это – метафора холода и одиночества, суровости, «дикости» и оставленности человека. Каждому, кто жил на севере знакомо это чувство, преодолевая которое, человек становится закаленным духовно, - собственно, и становится человеком, постоянно пребывая «один на один» с Небом при общении с Богом.

КНИГА ПРОРОКА ЗАХАРИИ. Значение Божьего суда имеет понятие о северной земле и в этой книге, повествуя, что выходящие в северную землю, т.е. к страданию и одиночеству и раскаивающиеся там, становятся спокойны и крепки верой (гл. 6:8): «...смотри, вышедшие в землю северную успокоили Дух Мой на земле северной». В этой книге напрямую не описываются отождествления севера, но большое внимание уделяется белой, торжественной одежде, являющейся символом праведности и чистоты грядущего Христа, называемого в тексте «Отраслью» (гл. 3:8, гл. 6:12). Вся надежда Израиля была сосредоточена на Отрасли – грядущем Искупителе. Божий народ, согласно видению пророка, был прощен, веря в приход Спасителя. Через эту веру народ Израиля вновь обрел Божью милость. И все, облекшиеся в белые (северные, чистые) одежды Христа, предстанут перед Ним как избранные, как будущие апостолы и истинно верующие, праведные и верные: Христос не допустит, чтобы хотя бы одна душа, с истинными раскаянием и верой обратившаяся к Нему, не была сохранена. Заступник ходатайствует о каждой душе, которая в настоящем раскаянии ищет Господа. Таким образом, север отождествляется также и с Божьим ходатайством за избранных: кротость и смирение становятся условием победы. В то время, как Божий народ изливает душу перед небесным Отцом, умоляя очистить (убелить) наши сердца, звучит повеление (Зах. гл.3:4): «Снимите ... запятнанные одежды» и ободрение: «Смотри, Я снял с тебя вину твою, и облекаю тебя в одежды торжественные». Презираемый в обществе остаток общества – верные Богу дети, облекается в славные одеяния, которые не оскверняются алчностью. На примерах образов одежды можно проследить всю историю спасения, обозначенную в Писаниях.

С пожеланиями гармонии, мира, прогресса, чистоты и доброты, Илья Клименчук